23.06.2007

Империя зла

В США все молоды, здоровы, непрерывно едят и широко улыбаются, по ночам там не гасят огни, радиостанции и телеканалы работают круглые сутки. Американцы совершенны, как боги, благодаря спорту, аэробике, медицинским препаратам, пластической хирургии они могут конструировать свою внешность. А внешность для них – это капитал и общественный успех. Однако возникает вопрос: какую цену им приходится платить за этот успех? И насколько прочно их благополучие?

 За фасадом благоденствия, демократии, экологии, здорового образа жизни, пуританства, бесконфликтной коммуникации скрываются реактивные формы зла. В американском обществе ощущается явный дефицит любви и сострадания. Самодостаточные и самодовольные граждане проявляют неожиданную жестокость и даже тягу к убийству. В самой богатой экономике мира, в безупречной технике, совершенных компьютерных сетях происходят сбои (вспомните сбой в энергосистеме, когда несколько штатов, включая Нью-Йорк, на несколько дней погрузились во мрак), последствия которых гораздо более значительны, чем природные катаклизмы. Хотя недавний ураган Катрина, казалось бы, отбросил целый штат во времена средневековой разрухи и фактически парализовал не только местную, но и федеральную власть.
 
Но, на самом деле, опасность Америке грозит не столько от естественных, сколько от искусственно культивируемых желаний. Со времен колонизации и вплоть до наступления эры всеобщего благоденствия американец имел естественные потребности и сталкивался с препятствиями на пути к их реализации в форме простой нехватки или запрета. Сегодня всевозрастающие потребности не только не подавляются, а, наоборот, всячески стимулируются всей системой и логикой американской экономики, символом которой стал самый желанный брэнд ее – American Dream.
 
Парадокс в том, что раз нет запретов и все достижимо, простой американец уже не испытывает влечений. Нет конфликта между «хочу» и «можно», и таким образом пропадает природный страх перед разными угрозами. Несомненно, американский образ жизни позволил в значительной степени сгладить различия между богатыми и бедными. Но главное «достижение» американского общества состоит в том, что люди стали настолько ценить благополучие, что согласны платить за него любую цену вплоть до отказа от личной свободы. Демократия и порядок сегодня в Америке поддерживаются не столько угрозами и наказаниями, сколько изощренной системой идеологических и потребительских ценностей. Маркетинг – будучи прикладной дисциплиной бизнеса – все сильнее проникает во все сферы американской действительности, становясь главным инструментом социокультурного манипулирования. В «Легенде о великом инквизиторе» Достоевский предрек наступление царства Антихриста, которое, по сути, осуществилось в сегодняшней Америке: бездуховность, потреблятство, конформизм, омассовление культуры (хотя бы в виде пресловутой рекламы). В царстве Антихриста комфортно большинству жителей – молчаливому большинству. Но это царство не так уж и безопасно. Уровень жизни американцев уже давно превысил черту райского минимума, и, казалось бы, они должны больше времени уделять просвещению, культуре. На деле нет времени и сил отказаться от потребления. В потребительской гонке мир для них превратился в знаковую, виртуальную реальность. Это проявляется даже в таком серьезном деле, как война. Современное американское поколение живет без войны, а страх военной угрозы переносится с территории Земли в звездное пространство, в кино («звездные войны»). Мировая война – это виртуальная реальность, это то, что показывают по CNN или в голливудских блокбастерах… Американцы, живущие в стерильной обстановке (Америка стала гигантским профилакторием), утратили способность противостоять угрозам, сопротивляться болезням, перестали переживать чувство ответственности. У них исчезло чувство вины – причины любого зла и беспорядка они ищут вовне. Им нужны образы врагов и власть через масс-медиа исправно доставляет их: Бен Ладен, Ирак, террористы.
Как это не парадоксально, но, создавая и борясь с надуманными злом, Америка незаметно для себя сама превратилась в реальную Империю зла…

Самвел Аветисян
Империя зла
№4(10) (24.03.2006)

Комментариев нет:

Отправить комментарий