27.12.2009

Под какую музыку теперь проходит детство?

Когда появляются дети, начинаешь задумываться о вещах, которым раньше не придавала абсолютно никакого значения. На последнем дне рождения дочери, которой исполнялось пять, ухо резануло то, что все песни исполняемые для именинницы, – это наши песни. То есть те, которые пело наше поколение около-тридцатилетних, выйдя пешком из-под стола. «Стоп», – сказала я себе, получается, что за последние 25-30 лет никто не придумал ничего, что могло бы поколебать славу «Пусть бегут неуклюже»?
Если составлять хит-парад детских песен, то лидируют все те же, что Бременские музыканты, «Антошка», «Прекрасное далеко», «Голубой вагон». У каждого список свой, но по времени написания они равноудалены от сегодняшнего дня на 30, 20, минимум 10 лет. И, отмечая очередной праздник, мы испытываем кризис жанра, но поем то же, что сочинили для нас Энтин, Пахмутова и остальные.

Возможно, есть феномен «Happy birthday» и «В лесу родилась ёлочка» – песен, которые создают традицию и неотъемлемы, как торт со свечами или наряженная елка. Но не может же целый музыкальный пласт быть неизменным и непреходящим в течение уже нескольких десятилетий. Спрашивается – где хиты? Кто пишет музыку для детей, и где ее послушать?

Не так давно в FM-диапазоне появилось «Детское радио». Формат: все для детей. Познавательные передачи, радиоспектакли и сказки. В остальное время – музыка. Много той же доброй старой и около 50% – новых исполнителей. Идея замечательная, и дети с удовольствием записываются в радиослушатели. Но схема построения эфира принципиально не отличается от взрослых радиостанций. На радио можно заказать музыку, дозвонившись в эфир, рассказать анекдот или историю. «К нам дозвонилась Маша, здравствуй, Маша, что ты делала сегодня, чем занималась? Ах, вот оно что! И как дела в садике?» Немного комично, как ребенок, с подсказками взрослых пытается ответить на вопросы ведущих. Современная музыка, которую «крутят» в эфире, не отличается изысканностью текстов и какой-то особенной смысловой нагрузкой. В принципе, это репертуар того же «ХитFM», только исполненный «умильными» детскими голосами. Ритмично, под такую музыку можно, наверное, танцевать, но, какое там, – сеять разумное, доброе, вечное! Приведу пример лидера хит-парада «Детского радио»: «Мне игрушку новую мама принесла. С ручками и ножками – робот Бронислав». Далее по тексту: «Не сварилась кашица, не пришла зима, в целом доме, кажется, все сошли с ума». И многократное повторение припева: Ту би ду би ду та-та-та-та...

Психологи утверждают, что в детстве не только закладываются музыкальные предпочтения, но ребенок способен воспринимать более сложную музыку, нежели взрослые. Не хотелось бы, чтобы наши дети выросли на той музыке, которая доступна на сегодняшний момент на дисках, в И-нете и по радио. Мало кто «грузит» детей классикой. Но, кажется, лучше воспитываться в тишине, чем с раннего детства вступать в ряды покорных пожирателей радиорекламы, приправленной песенками вроде этой. Не отрицаю, что где-то живут непонятые и непризнанные авторы, на полках у которых пылятся шедевральные творения. Но что же на слуху! А что же дети? В этой ситуации дети не выигрывают и не проигрывают. Во-первых, у них все так же в активе песни нашего поколения, которые не стыдно слушать и петь. Во-вторых, они раньше начинают слушать то, что нравится их родителям. А это уже вопрос к нам.

О том, что музыкальные вкусы родителей и детей смешиваются, говорит еще и то, как много детских песен перепеваются взрослыми коллективами. К примеру, кавер-версия «Куда уходит детство», исполненная с придыханием, охами и ахами, обретает уже другой смысл. И пойди разбери, это песня для взрослых или для детей? Было замечено, что среди взрослых возникает синдром kid-adult, таких дядей и тетей, которые тащатся от аттракционов, скупают дизайнерскую одежду с Винни-пухом и режутся в компьютерные игры. В противовес дети kid-adult’ов не по годам ответственные и серьезные, взрослее своих лет.

Ну, собственно говоря, понятно, если папа с сыном практически братья по разуму в самом лучшем смысле этого слова, им совсем не зазорно вместе фанатеть от Linkin Park.

Недавно на глаза попался фоторепортаж с конкурса красоты для девочек. Если это называется конкурсом детской красоты, мне неудивительно, что молодое поколение подвергается жесткому харрасменту. Там были барышни 4-5 лет, полностью при мейк-апе и укладке. Мы все умиляемся, видя детское кокетство, но в фоторепортаже было запечатлено недетское кокетство конкурсанток, видимо, одобряемое их родителями. Что может быть неестественнее детского лица, отвизажированного под боевую раскраску матерой гетеры? Кажется, с тех пор, как дети стали полноценными покупателями (жесткий экономический рычаг давления: «Мама, купи!»), детство стало какой-то эфимерной категорией. Дети с малых лет, мало чем отличаются от взрослых. Реклама для детей, фильмы для детей, новые коллекции одежды для детей... Куклы, отмечу особо, с четко выраженными вторичными половыми признаками. А кукла – это то, с чем ребенок себя идентифицирует. То же и с музыкой. Она, наверное, совсем не нужна, раз они уже и так все поняли, и не надо лишний раз «грузить» всякими прописными истинами и занудством. Возможно, да, только очень не хочется в это верить... И все-таки я очень рада, что мой ребенок, видимо, чутьем отделяя зерна от плевел, просит меня спеть на ночь что-то в стиле «Крылатых качелей» или «Прекрасного далеко».

Вера Гращенкова

http://win.ru/Music/3116.phtml

Комментариев нет:

Отправить комментарий