04.02.2010

Сегодня ты играешь джаз...

Раздача «золотых орлов»

На страницах «Советской России» неоднократно появлялись отзывы на современные  отечественные киноподелки, в том числе фильмы «Стиляги» и «Царь». Так, «Стилягам» была посвящена большая рецензия в номере от 22 января 2009 года, а 29 января того же года опубликованы несколько читательских писем на эту тему. 12 декабря минувшего года одна из читательниц газеты поделилась своими впечатлениями от фильма «Царь». В отличие от наших читателей и авторов, «киноакадемки» посчитали, что именно эти фильмы заслуживают высших оценок.

Российские киноакадемики присудили главный приз – «Золотого орла» фильму «Стиляги». Вот уж воистину «шедевр». Не удивлюсь, если они назовут его «великим». Пафос и надувание щек у них сейчас в моде. Как говорится – сам себя не похвалишь, никто не похвалит. В трудной борьбе «Стиляги» обскакали, обпели и обплясали еще один «шедевр» – фильм «Царь» с Петром Мамоновым в роли не кого-нибудь, а Ивана Грозного!
Ах, как им, стилягам, ярким личностям, было тяжело среди тотальной серости Советского режима! Ах, как трудно было им петь, плясать, играть джаз, ярко и вызывающе одеваться, пить, курить – в общем, радоваться жизни, в то время, как «серость» вокруг строила заводы и города, Магнитку и Норильск, запускала в космос первый спутник и первого человека, закладывала грандиозный военно-промышленный и нефтегазовый комплекс. Уж 20 лет прошло, с тех пор, как стиляги взяли верх, все поют, пляшут и танцуют не переставая, одеваются, пьют, курят и радуются жизни – все никак пропить и прогулять не могут.
«А в это время весь народ тебя кормил, поил, обувал, одевал, воевал за тебя!» – как говорил Глеб Жеглов одному предшественнику стиляг.
«Ты все пела? Это дело…
Так пойди и попляши!»
Я не претендую на истину в последней инстанции, может, кто-то меня обвинит в банальной вкусовщине, но сам образ стиляги мне категорически не симпатичен. Ведь кто такие стиляги? «Мажоры» (детки обеспеченных родителей), эгоисты, совершенно не отягощенные ни умственной, ни общественно-полезной деятельностью. «Ах, Америка, это страна, где гуляют и пьют без закуски!» А в это время кумиры «стиляг» бомбили Корею, чуть позже – поливали вьетнамские джунгли напалмом и «эйджент оранджем», а чуть раньше стирали с лица Земли Хиросиму, Нагасаки и Дрезден.


Лучше всего образ стиляги был отражен в знаменитой карикатуре 1954 года – «Папина «Победа» (художник – лауреат Ленинской премии Борис Пророков). Не слишком молодой человек, опять же явно не отягощенный ни умственной деятельностью, ни внешними данными, эдакий хлыщ с папироской во рту, Полиграф Полиграфович Шариков, выбившийся-таки «в люди». «Выйди на Кузнецкий – все в лаковых!» Стоит на фоне папиной «Победы», совсем не дешевой по тем временам машины, из которой выпадают бутылки из-под веселящих напитков. А главное – яркий, кричащий галстук с обезьяной. Видимо, чтобы подчеркнуть духовное родство с нашими биологическими предками. Что в нем стильного, что красивого? Кого из нормальных людей может вдохновить такой образ?
«Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!» – над этой поговоркой и в те годы порой смеялись, а уж после начала «перестройки» просто откровенно издевались. А оказалось – все точно. Как только представилась возможность, так и продали. Моментально, по дешевке, оптом и в розницу, безо всякого сожаления. Как туземцы, менявшие золото на бусы и огненную воду.
Авторы, как и раньше в печально знаменитых «Сволочах», «Штрафбате», «9 роте», даже не скрывают, что и персонажи, и все события вымышлены, а совпадениями с действительностью даже не пахнет – потому и песни звучат не тех лет, а уже нынешних деятелей оранжевого perestroyka-рока – «Наутилуса», «Кино» и прочих. А названия какие! «Сволочи», «Штрафбат», «Стиляги» – герои нашего времени. И «Бригаду» еще для полноты компании.
Конкуренты «Стилягам» были под стать. Я не знаю, что за  человек Петр Мамонов, может быть и неплохой. Но лично я вижу его разве что в роли Петрушки, а вот в роли собирателя земель русских, царя, в несколько раз увеличившего территорию Российского государства, просвещеннейшего человека своего времени – в этой роли Мамонов для меня, как для патриота, просто оскорбителен.
Вроде бы везде стали говорить о патриотизме, о воспитании молодежи. Сегодня только ленивый не прошелся по сериалу «Школа», который всего-навсего показывает обычного постперестроечного молодого человека, его мир тотального эгоизма и индивидуализма, где всем на всех плевать (они говорят – «пофигу»), никто никому не нужен, нет ни великих побед, ни великих свершений, день прошел, и ладно. А «киноакадемики» всерьез обсуждают фильм, чудовищный в своей жестокости и карикатурности, где Россией можно разве что пугать.
За Державу стыдно и обидно. Чем порочнее – тем больше наград. Чем больше ненависти к истории – тем более выдающийся «шедевр». Чем «сволочнее» – тем лучше. А судьи кто? Там и Познер академик, наверное.
А ведь когда-то, по историческим меркам совсем недавно, здесь снимали совсем другие фильмы. И смотрел их весь мир, и в очередях за билетами стоял, и рыдал в кинозале. «Балладу о солдате» смотрели, «Летят журавли» смотрели, «Судьбу человека». Смотрели, сопереживали, любили и просто уважали. Уважали, даже если не разделяли идеологию и взгляды на жизнь. А их «стиляг» смотреть не будут. Об уважении я уж и не говорю…
А еще где-то там «Обитаемый остров» затерялся. Тот самый, сюжет которого, если верить некоторым нашим «кинокритикам» повторяет «Аватар». И вот тут, мне кажется, мы подобрались к самой важной теме. Не слишком жалует «Аватар» наша киношная «элита». Прямо сказать со злобой смотрят, со злопыхательством. На отсутствие бюджетов сетуют. Вон, говорят, у Кэмерона бюджет 260 миллионов долларов. Эх, говорят, нам бы такой… Интересно, сколько ушло бы на откаты и распилы? Это я так, к слову. Вот Фёдор Бондарчук собрал для своего «Обитаемого острова» огромный по российским меркам бюджет, взял не самую худшую литературную основу, а в результате, как мне кажется, лишь подтвердил тезис, что на детях гениев природа отдыхает. Они ведь, наши господа-«мастера культуры», любят о капитализме для народа рассуждать. А для себя предпочитают госдотации выпрашивать и спонсоров искать.
Да, бюджет у Кэмерона большой. Сняли бы наши господа «Титаник» – может, и им кто-нибудь такой дал. Да, и спецэффекты потрясающие, и художники молодцы, и сценаристы с актерами постарались. Но главное-то не в этом. Главное в том, что Добро в «Аватаре» победило Зло и сделало это со всей наглядностью. Вот что хотят видеть люди, вот о чем они соскучились. В отличие от всех этих «стиляг» и «сволочей» (язык не поворачивается назвать их «нашими»), Кэмерон сделал фильм человеческий, при всей внешней фантастике. Отсюда и сборы по всему миру. И Россия здесь в первых рядах. Потому что, несмотря на все старания «киноакадемиков», из наших людей не вытравить ни гуманизм, ни сострадание, ни любовь к Родине, ни стремление к справедливости.

Дмитрий Аграновский.
Электросталь,
Московская область.

http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=56968

Комментариев нет:

Отправить комментарий