18.04.2010

Букварь двадцать первого века

В 1963 году, во времена «дикого застоя» и «кровавого тоталитаризма», в СССР был основан Государственный комитет Совета министров СССР по печати, впоследствии преобразованный в Государственный комитет по делам издательств, полиграфии и книжной торговли СССР. В адрес Госкомиздата, который просуществовал изрядное количество времени, оставив в истории серьезные следы, было высказано приличное количество бранных слов, однако главную свою функцию организация выполняла исправно: контроль издательской деятельности и книжной торговли осуществлялся на очень достойном уровне.

В 1971 году вышел в печать экспериментальный «Букварь» НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, авторами которого были Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и Шанько А.Ф. Именно этот букварь, выдержав испытние многотысячной аудиторией и получив одобрение соответствующих органов государственной власти, был издан в 1977 году в цветном варианте. Характерную темно-синюю обложку, наверное, помнят все.

В 1991 году СССР не стало. Остатки образовательной системы были окончательно разрушены. На прилавках книжных магазинов стало появляться огромное количество откровенной макулатуры, впариваемой доверчивым покупателям под видом учебной литературы. Государство практически полностью прекратило осуществлять контроль качества печатной продукции.

В 2008 году, благодарю активнейшему участию издательства «ОЛМА Медиа Групп», увидел свет «Букварь» за авторством Олеси Жуковой. Как следует из аннотации, сей плод трудов незаурядных предназначен для развития и обучения дошкольников.

Главная функция букваря — научить ребенка основам грамоты. Проще всего это сделать, используя ассоциативный метод: каждая буква сопровождается картинкой, на которой изображается хорошо знакомый предмет. Метод, в общем, простой, но действенный, что подтверждается успехом классического «синего» букваря, который выдержал больше полутора десятка переизданий.

Предлагаю вам уникальную возможность взглянуть на то, по каким книгам современные дети обучаются грамоте. Прошу оценить то, с каким вкусом подобраны иллюстрации, которые, напоминаю, призваны помочь ребенку запомнить нужные буквы и слоги, вызвав устойчивые ассоциации.
Я хочу, чтобы вы запомнили эту обложку. Если вдруг вы увидите сию книгу на прилавках магазина, очень прошу вас не покупать ее, иначе ваш ребенок получит весьма искаженное представление о мире, в котором живет.
На этой фотографии (кстати, прошу прощения за качество) прекрасно видны все реквизиты, проверив которые, вы сможете убедиться: все фотографии — не результат монтажа и доработок в графических редакторах.
Как вы можете убедиться, к этому букварю имеет самое непосредственное отношение неплохое, на первый взгляд, издательство.
У большинства детей очевидные ассоциации с этой картинкой будут примерно такие: «паровоз», «поезд», в крайнем случае — междометие «ту-ту». Впрочем, у автора букваря свои взгляды на жизнь: 99% площади картинки занимает паровоз, а нас активно убеждают, что на ней нарисован дым.
Ущелье и яма — совсем не синонимы. Олеся Жукова, по всей видимости, об этом не подозревает.
Если исходить из того, что художник — глас истины, то ребенку, который начнет свою жизнь с изучения данного шедевра, будет достаточно сложно убедить в том, что все окружающие его «Бомы» — это собаки, а «Бимы» — это кошки.
Хит сезона: кошка под кроватью — это «попа». Те, кто не получили разрыв мозга при прочтении предыдущих страниц, получат приступ когнитивного диссонанса на этой.
А у вас негр ассоциируется с мэром? Лично у меня со словом мэр ассоциируется кепка, брюхо и рост метр семьдесят, у ребенка же — вообще никаких ассоциаций с этим словом нет и быть не может. Вопрос очевиден: причем здесь мэр и почему он негр?
Вот. Простите, но это уже переходит все границы: накал вырвиглазной идиотии заставит перегореть любой бредометр.
Надеюсь, вы помните, что букварь ориентирован на дошкольников, которые, скорее всего, смотрели мультипликационный фильм про приключения капитана Врунгеля. Но так ли они его запомнили, чтобы корабль у них ассоциировался с «Бедой»? Спасибо, что не «Титаник».

Заметьте, все это — только несколько страниц, но ведь там вся книга составлена примерно в таком же духе. У меня не было времени и сил фотографировать на несчастный телефон весь этот бред.

Какие дети могут вырасти, обучаясь по этим и похожим учебникам — не вполне ясно, но можно сделать предположение, что интеллектом и чувством логики они похвастаться не смогут, зато их воображение будет развито столь сильно, что их представление о мире не будет соответствовать объективной реальности.

 http://nepofigizm.ru/community/raznoe/bukvar-dlya-debilov-100.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий